Ричстакер – разновидность погрузчика, предназначенная для транспортировки контейнеров весом от 20 до 45 тонн. Он может использоваться с любыми разновидностями контейнеров, в том числе с рефрижераторами, также он подходит для работы с полуприцепами. Грузоподъемная техника стала широко распространенной после расширения железнодорожных и морских контейнерных переводок, а также после изобретения гидроприводов, с помощью которых появилась возможность поднимать и перемещать большой груз.
Где используются ричстакеры?
Ричстакеры для контейнеров – специализированная техника с высокой грузоподъемностью, она совмещает в себе преимущества погрузчика и подъемного крана. Такая техника активно используется для погрузочно-разгрузочных работ в международных терминалах, с ее помощью удается за один раз поднять и переместить многотонный контейнер любого типа.
Контейнерный ричстакер активно используется на следующих объектах:
- В морских терминалах. Использование такой техники стало особенно востребованным в странах азиатского региона, где активно растет грузопоток, при этом в портах обычно очень немного свободного места для использования спецтехники. Использование рисчтакера позволяет заменить портальные и козловые краны, а также громоздкие терминальные тягачи.
- На железнодорожных станциях, где ведутся погрузочно-разгрузочные работы при контейнерных перевозках. Контейнерный погрузчик-ричстакер способен захватывать и перемещать тяжелый груз на железнодорожную платформу, а также устанавливать контейнеры друг на друга – это позволило дополнительно экономить место на складах и в грузовых терминалах.
- В аэропортах, работающих с грузовыми контейнерными перевозками. Универсальная техника дает возможность работать с любыми видами контейнеров, это дополнительно упрощает погрузку и разгрузку.
Массовый переход на использование контейнеров позволил нарастить объемы мировых грузоперевозок, создать удобные логистические цепочки для транспортировки различных видов грузов. В таких условиях потребовался новый тип спецтехники, предназначенный для работы именно с этим видом тары. Это стимулировало активное производство ричстакеров: каждый год выпускается более 800 таких машин. Потребность в них продолжает расти во многих странах мира, поэтому производство начало быстро расширяться: появляются новые бренды и более совершенные модели.
История возникновения
До появления ричстакеров контейнеры в терминалах перемещались с помощью портальных и козловых кранов, также для этого применялись мощные вилочные погрузчики. Однако грузоподъемность контейнеров увеличивалась, и их становилось все больше, поэтому потребовались новые специализированные машины.
Первый в мире ричстакер был представлен итальянским производителем Belotti, это произошло в 1969 году. Первоначально конструкция отличалась от современной: первая модель больше напоминала кран, чем погрузчик. Она была рассчитана на транспортировку контейнеров размером до 20 футов. Всего за несколько десятилетий облик спецтехники измелился и стал более приближен к современному.
До 1980-х годов ричстакеры были мало востребованы из-за широкого применения вилочных погрузчиков повышенной грузоподъемности. Однако со временем контейнеров становилось все больше, а их объем увеличивался – это привело к необходимости использования нового вида спецтехники.
Первыми производителями ричстакеров были компании Belotti и Sisu, затем на рынок вышла продукция французского производителя Poclain Potain Matе’riel. Также появились итальянские ричстакеры Ormig – они были оснащены двойной стрелой, что позволило работать с контейнерами больших габаритов.
Переломным моментом можно назвать середину 1980-х годов, когда из-за роста востребованности контейнерных перевозок изготовлением ричстакеров занимались уже 4 производителя, в том числе Kalmar. Мировой спрос на такую технику начал быстро расти, к началу 1990-х годов объемы производства удвоились, начали появляться новые марки. Интересно. Что сначала спецтехника в большинстве случаев производилась по индивидуальному заказу под запросы конкретного покупателя.
Особенности конструкции
Характеристики ричстакеров отличаются от других разновидностей погрузчиков и иной грузоподъемной техники. В отличие от автокранов, он не требует установки выдвижных лап для защиты от опрокидывания. Ширина техники достигает 6 метров: это обеспечивает ему полноценную устойчивость и при этом позволяет свободно проезжать в ворота грузовых ангаров. Специальное захватное устройство дает возможность разворачивать груз в продольном положении при перемещении, а также двигаться вместе с контейнером.
Ричстакеры стали популярными благодаря ряду особенностей:
- Сочетание относительно небольших размеров и маневренности с высокой грузоподъемностью. Техника способна двигаться с нагруженным контейнером, что делает ее намного более удобной в использовании, чем стационарный кран.
- Выносливость и надежность. Конструкция с гидроприводами способна постоянно выдерживать высокие нагрузки, что обеспечивает длительную эксплуатацию в портах и на грузовых терминалах.
- Надежный захват груза за счет особой конструкции захватного устройства. Для захвата и фиксации нагруженной тары используются поворотные замки, снабженные угловыми фитингами. Это дает возможность не только поворачивать груз при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, но и вращать его или изменять расстояние между захватами.
- Надежная конструкция гидравлики. Стрела приводится в движение с помощью гидроцилиндров. Они оснащаются клапанами, препятствующими обратному движению – это дает возможность фиксировать стрелу в заданном положении.
Одним из преимуществ такой техники стала ее долговечность. До сих пор на грузовых терминалах используются ричстакеры, которые были выпущены еще 25-30 лет назад. Они способны служить десятилетиями при условии соблюдения правил эксплуатации.
Классификация ричстакеров
Принято различать виды ричстакеров по нескольким параметрам:
- По форме телескопической стрелы. Она может быть прямой или Г-образной – выбор зависит от способов работы с грузом.
- По виду переносимого контейнера. По этому признаку машины классифицируются на модели, рассчитанные на работу с гружеными и пустыми контейнерами. Если погрузчик может работать с обоими типами тары, его называют мультистакером.
- По стороне загрузки. У большинства моделей тип загрузки – передний. Единственная в мире машина с боковым типом загрузки – ричстакер Meclift ML5016SR, имеющий грузоподъемность 42 тонны.
Пока что такие машины выпускаются только зарубежными компаниями, собственное производство в России не ведется. Техника для работы с грузовыми контейнерами становится все боле востребованной, поэтому можно ожидать расширения производства и появления на рынке новых брендов. Совершенствуются конструктивные решения, увеличивается грузоподъемность – такая техника позволяет транспортировать контейнеры большого веса и объема.